Ануфриева Ольга Александровна
ПОДСКАЗКИ НАЧИНАЮЩЕМУ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ 
1. Твой начальник – директор. 
Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания. 
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы. 
Изучи правовую базу 
( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; 
права и обязанности школьного психолога; 
этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); 
рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.) 
Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение). 
Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности. 
Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы. 
Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы. 
Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности. 
Ссылки на ресурсы по теме: 
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений 
Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога 

3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». 
Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование» 

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт: 
a) «Организация психологической работы в школе» 
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам. 
б) «Работа психолога в начальной школе» 
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами. 

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы: 
Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности. 
Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам). 

6. Основные направления деятельности: 
Диагностическое – одно из традиционных направлений 
ПОДСКАЗКА 1: Работая 19 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?» 
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем. 
Коррекционно-развивающая работа 
Консультативное направление 
ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь. 
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы. 
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки. 
Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д) 
ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят.

7. Документация: 
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами): 
Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636 
Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора) 
Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками) 
Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.) 
Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.) 
Тематика родительских собраний на год. 
План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц) 
План психолого-медико-педагогического консилиума школы. 
Различные приказы, инструкции. 
б) Журналы 
Планы работы на неделю, четверть. 
Журнал консультаций. 
Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: 
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации 
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц. 
Журнал учета групповых видов работ. 
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: 
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание 
Папки с результатами обследований. 
ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований. 
Папки с методическими материалами. 
ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.) 
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов. 

8. Особенности построения взаимоотношений. 
а) Психолог и школьная администрация. 
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать? 
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи. 
б) Психолог и коллектив учителей. 
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники. 
в) Психолог и учащиеся. 
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков. 
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне. 
В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации. 


Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ! 
Меню сайта
Погода
Яндекс.Погода
Пусть вам повезёт!
Время и дата
Рейтинг сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов:
183

Информер последних комментариев